Рекомендовано ведущими рейтингами
Москва
Санкт-Петербург
Киев
Никосия (Кипр)
E-mail
Фактический адрес

Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А
(рядом с м. Полянка)
Киев
Никосия (Кипр)
Фактический адрес

Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А
(рядом с м. Полянка)

17

Декабря

2020

(Видео) Миллионные штрафы за Вашу Контролируемую иностранную компанию с 1 января. Расскажем, как грамотно их избежать

17 декабря 2020 года состоялся наш очередной бесплатный вебинар на тему: «Миллионные штрафы за Вашу Контролируемую иностранную компанию с 1 января. Расскажем, как грамотно их избежать».

На вебинаре наши эксперты рассмотрели следующие вопросы:

  1. Основные реалии КИК: вчера, сегодня, завтра;
  2. Новый режим налогообложения прибыли КИК: преимущества и недостатки;
  3. Каковы особенности перехода на новый налоговый режим КИК? / Порядок перехода на уплату налога с фиксированной прибыли и возврата к прежнему режиму;
  4. Новые сроки подачи уведомлений по КИК и существенное увеличение штрафов / Смещение сроков подачи уведомлений по КИК и увеличение штрафных санкций;
  5. Кому выгодна уплата налога с фиксированной прибыли? / Кому будет выгодно платить налог в фиксированной сумме?
  6. Прогрессивная ставка НДФЛ для владельцев КИК;
  7. Пересмотр международных налоговых соглашений: что меняется?
  8. Специальные административные районы (САР) или в Россию с любовью.

С презентацией вебинара можно ознакомиться здесь

Полезные материалы по теме: Ниже Вы можете ознакомиться со стенограммой нашего вебинара:

Анастасия:

Добрый день, уважаемые участники нашего вебинара! Мы рады вас приветствовать в эфире и благодарим за внимание к нашему мероприятию. Меня зовут Анастасия Васильева, я старший юрист компании Amond&Smith, со мной в эфире сегодня управляющий партнер Сергей Назаркин.

Тема сегодняшнего вебинара — «Миллионные штрафы за вашу контролируемую иностранную компанию (КИК) с 1 января. Расскажем, как грамотно их избежать».

Дорогие слушатели, мы призываем вас быть активными, задавайте, пожалуйста, ваши вопросы в чате, по ходу вебинара мы на них ответим, а если не успеем — свяжемся с вами в личном порядке и ответим индивидуально.

Сергей, передаю слово вам.

Сергей:

Анастасия, большое спасибо за представление и спасибо, что назвали меня управляющим партнером. Я хотел бы поправить, я просто партнер, но мне очень лестно, что вы такого мнения обо мне. Со своей стороны, хочу представить Анастасию — это наш новый старший юрист, у нее сегодня дебют.

Коллеги, у нас сегодня тема очень важная. Начать хотелось бы с небольшого вступления и в целом вас подвести к тому, почему в данный момент наше государство решило ужесточить условия использования иностранных компаний.

Я уверен, что многие наши сегодняшние слушатели имеют опыт работы с иностранными компаниями и понимают, что их использовать стало достаточно сложно в последнее время.

Самый большой вызов сейчас — это иностранные банки, которые ужесточают условия работы с иностранной компанией, просят подтвердить связь с юрисдикцией, подробную информацию о бенефициарах, об источниках происхождения доходов.

Выполнить эти условия не всегда просто, и работа со счетом превращается в сложную комплексную процедуру. Более того, мы сейчас живем в таком мире, когда ведется борьба с уклонением от уплаты налогов, мероприятия БЕПС говорят о том, что все мировое сообщество начинает борьбу с этим.

У многих собственников иностранных компаний давно возник вопрос, что с этими иностранными компаниями делать. Поделюсь практикой, для многих, при том, что иностранная компания не приносит каких-то существенных преференций, встал вопрос о ликвидации таких компаний. Но не всем это подходит.

Многие продолжают использовать иностранные структуры и видят в этом определенное преимущество. Но мы все равно видим, что начинают сокращать количество юридических лиц.

Иметь, как раньше, целую армию офшорных компаний уже становится тяжело и не модно, поэтому идет тренд на уменьшение компаний и усиление этих компаний с точки зрения экономического присутствия. То есть пусть будет не 10 компаний, а 2, но они будут наполнены экономическим смыслом, это мы еще называем substance.

Мы сделали для вас вот такую диаграмму, чтобы понимать, с каким багажом мы подошли к 2021 году. Надо сказать, государство достаточно давно обозначило свою позицию в отношении офшоров, скоро будет десятилетие, но только в 2015 году появилось законодательство о КИК.

В 2016–2017 годах государство дает возможность людям разобраться с этим законодательством и всячески пытается побудить к тому, чтобы люди сами пришли и заявили о своих иностранных компаниях.

Можно считать это льготным периодом, и начиная с конца 2020 — начала 2021 года государство считает, что оно выполнило перед всеми владельцами иностранных компаний свои обязательства и переходит, так сказать, к силовому сценарию, исходя из такой смешной фразы: «кто не спрятался, мы не виноваты».

То есть если владельцев таких компаний все-таки найдут, они заплатят небольшие штрафы — так было раньше, а сейчас, с появлением более ужесточенной ответственности, такое решение становится более дорогим.

У нашей компании большой опыт в решении подобных вопросов, и мы можем говорить о том, что на текущий момент тех, кто заявил о своих иностранных компаниях и каждый год подает уведомление о КИК, где-то 50% от тех, кто тем или иным образом не представляет информацию о себе в налоговые органы.

В оставшиеся 50% мы поместили клиентов, которые предпочитают оформлять свои иностранные компании на своих доверенных лиц, а не напрямую, продолжая осуществлять контроль над этими компаниями, и тех, кто выбирает варианты со сменой налогового резидентства, пусть даже и на бумаге, и тем самым они усложняют процесс обнаружения себя как налоговых резидентов РФ.

Мы считаем, что новые поправки призваны уменьшить долю тех, кто пытается не предоставлять информацию о себе. На следующем слайде мы попытались указать те основные новеллы, те нововведения, с которыми мы с вами в ближайшее время столкнемся и которые будут существенным образом оказывать влияние на нас — тех, кто работает с иностранными компаниями.

В частности, самое важное, на наш взгляд, это появление новых штрафов по КИК. Освежу информацию для вас по обязанностям контролирующего лица: по текущему законодательству владелец КИК обязан, если он является налоговым резидентом, прийти и отчитаться о своей иностранной компании путем предоставления уведомления о своей иностранной компании или участия в ней. Он это должен сделать в течение 3х месяцев с момента возникновения такого права.

Многие забывают, что есть не только обязанность уведомить о своей иностранной компании, но также отчитываться об изменении доли участия и о прекращении доли участия. Это важно, поскольку за это тоже возникают штрафы, если этого не делать.

Анастасия:

Добавлю еще, что об изменении доли участия.

Сергей:

Да, все верно. Дальше. Если вы отчитались об участии и ваша доля не превышает 25%, которые установлены законом, вы должны подать уведомление о КИК, и в случае, если возникает налоговая база в виде прибыли КИК, нужно платить налоги с нераспределенной прибыли и подавать налоговую декларацию.

За несоблюдение этого порядка, в частности, неподачу уведомлений, непредставление документов, подтверждающих прибыль или убыток КИК, если вы применяете всевозможные освобождения, если вы не предоставляете вовремя, или предоставляете недостоверные данные, или не в полном объеме предоставляете информацию, будет предусмотрен штраф.

Поскольку государство видит, что обязанности налогоплательщики исполняют не всегда вовремя, плюс есть категория лиц, которые считают, что если маленькие штрафы, зачем идти и себя раскрывать сразу, если можно подождать, вдруг все эти обязанности станут неактуальными, и появится возможность остаться нераскрытым, теперь у этих лиц сомнения должны отпасть.

Эти люди должны принять во внимание тот факт, что если раньше это ограничивалось сотнями тысяч, то теперь размер штрафов может достигать миллиона рублей, даже по одной КИК. А если их несколько, группа КИК, как часто это бывает (холдинговая, торговая компания), то тем более сумма штрафа будет выше миллиона рублей. И это уже серьезно.

Анастасия:

Сразу хочу отметить, что за непредставление в установленный срок уведомления об участии и изменении доли/прекращении участия штрафы не изменились. Они остались прежними, в размере 50 000 рублей. И ответственность за неуплату налогов тоже осталась прежней, это 20% с неуплаченной суммы налога, но не менее 100 000 рублей.

Сергей:

Спасибо за такое полезное уведомление, Анастасия. Мы сегодня еще поговорим об этом. Государство как некий пряник для крупного бизнеса предусмотрело новый режим налогообложения по КИКам. Налогоплательщикам можно перейти на уплату подоходного налога с фиксированной прибыли КИК.

Для разных периодов она может составлять разные цифры, для одного периода 38 млн рублей, для другого 34 млн рублей, таким образом, чтобы сумма налога к уплате фиксировалась на уровне примерно 5 млн рублей. При этом независимо от того, сколько у вас КИК, дается возможность отфиксировать некую сумму, которую вы платили бы в бюджет.

Такая довольно интересная вещь, но государство не берет на себя обязательств, что этот инструмент будет действовать вечно. В процессе могут быть изменения с точки зрения размера уплачиваемого налога или вообще этот режим отменят.

Но, как нам кажется, в целом есть стремление вывести бизнес из тени, чтобы люди пришли и заявили о своих КИК и чтобы эта информация была зафиксирована и в дальнейшем с ней можно было каким-то образом работать.

Анастасия:

Сергей, в сравнении с опытом налоговой амнистии, ожидания бизнеса в отношении этого нововведения каковы? Это что-то положительное или негативное для бизнеса?

Сергей:

Спасибо за вопрос. Можно как рассуждать, что в целом амнистию капитала нельзя назвать провальной, потому что за 3 ее волны было достаточно декларантов. Но мы знаем, что выдаваемая информация попадала в правоохранительные органы и еще куда-то просачивалась.

И если бизнес готов заплатить существенную сумму в виде налога с фиксированной прибыли, значит, в последующем эти субъекты могут стать объектом более пристального изучения, скажем так. В общем, это такой дискуссионный вопрос, но для некоторых он может быть сдерживающим фактором, с учетом неприятных моментов, связанных с амнистией.

Еще один важный момент, касающийся изменений в отношении соглашений об избежании двойного налогообложения. Эта новость тоже прозвучала как гром среди ясного неба. Надо сказать, государство давно шло к этому, потому что выплаты у источника за рубеж в виде дивидендов, роялти, процентов были очень распространены.

И очень большие суммы выводились в виде пассивной прибыли, они уменьшали налогооблагаемую базу российских компаний, деньги уходили, дальше реинвестировались, это все не радовало государство.

Сначала оно пыталось через концепцию фактического права на доход, то есть через доказывание налогоплательщиком того, что он является конечным получателем дохода, имеет возможность определять экономическую судьбу дохода, а значит, он должен был сам доказывать, что он является таковым, и тогда можно было использовать льготные условия соглашения.

Далее было много негативной судебной практики, когда государство выигрывало у налогоплательщиков в судах подобные дела и доначисляло налоги.

Эта бесконечная борьба порядком надоела, и государство решило в императивном порядке поднять ставку налогообложения до 15% через соглашение, чтобы ни у кого не было соблазна эти деньги выводить за рубеж.

О статусе этих соглашений мы еще поговорим, еще у нас есть отдельные блоки относительно переезда в специальные административные районы для тех, кому выгодно при определенных условиях переводить свои иностранные юридические лица в российские зоны, такая заинтересованность есть, поэтому мы это тоже обсудим.

И увеличение ставки по подоходному налогу — тоже важное, на наш взгляд, изменение, поскольку давно идут разговоры по применению прогрессивной шкалы налогообложения.

И, нам кажется, это такие первые звоночки, что в последующем государство может неоднократно повышать ставку НДФЛ для отдельных видов дохода или для отдельных видов налогоплательщиков, это просто первые ласточки.

Я предлагаю перейти дальше. Коллеги, на наш взгляд, самая важная новость, которая коснется всех, — это новые штрафы по КИКам. На обслуживании у нас очень много компаний, мы видим, что все, что связано с отчетностью по иностранным компаниям, что касается исполнений обязательств по уведомлению о КИК, выполняется с определенной долей халатности, несмотря на то, что мы всячески стараемся, чтобы клиенты подавали все вовремя.

В этом году мы видим, что налоговая начала проявлять просто невероятную активность и рассылать всем собственникам иностранных компаний письма с просьбой представить либо документы, подтверждающие прибыль или убытки КИК, либо пояснения, кто не отчитался по каким-то причинам и почему это не было сделано.

Из нашего анализа, государству удалось создать некую базу, наполнив ее информацией от самого налогоплательщика, когда он сам предоставляет какие-то данные, в рамках подачи уведомлений, спецдеклараций, чтобы избежать необходимости уплаты штрафа, что-то пришло от автоматического обмена.

И это уже достаточно репрезентативная база, мы видим это по огромной доли наших клиентов. Это говорит о том, что наша налоговая не стоит на месте, она работает в этом направлении.

И как показала практика, есть большое количество компаний, которые указывают прибыль КИК ниже, чтобы не облагать налогом доходы нераспределенной прибыли КИК. При этом налоговые инспекции вынуждены каждый раз запрашивать подтверждающие документы, соответственно, это занимает определенное время.

Сейчас появилось такое обязательство — вместе с уведомлением об иностранной компании подавать сразу же и отчетность. Это в определенной степени позволит нашей налоговой инспекции избежать каждый раз запроса подобных документов.

И видя, что существуют такие злоупотребления, с одной стороны, а с другой стороны, очень многие иностранные компании заявляют прибылью сумму, которая не превышает 10 млн рублей, и налоги не платят с этой прибыли, государство теряет существенные суммы.

А все, что касается ненадлежащего исполнения обязательств по уведомлению о КИК, здесь это хорошая возможность заменить налоговые обязательства всякими штрафами.

Мы полагаем, исходя из текущего положения дел, у государства есть хорошая возможность на этом прилично заработать, пока дойдет до дела и собственники компаний восстановят отчетность, приведут весь свой документооборот в порядок, пока наладят и догонят эти сроки, которые у них, возможно, отстают, государство может выставить очень неплохие штрафы. В принципе, для государства это хороший источник дохода.

Думаю, для тех, кто с этим еще не сталкивался, будет большим сюрпризом узнать размеры этих штрафов, которые увеличиваются зачастую в 5 раз, а где-то вообще появляются миллионные штрафы.

Если пройтись подробнее по каждому из видов штрафов, штраф за непредставление уведомления о КИК, который раньше был 100 000 рублей, сейчас в 5 раз больше — 500 000 рублей. Штраф за непредставление документов, подтверждающих прибыль/убыток КИК, также возрастает в 5 раз.

Если рассмотреть пример, когда налогоплательщик по тем или иным причинам не подготовил отчетность по КИК, соответственно, у него нет достаточных данных, чтобы оформить уведомление о КИК, он не подает уведомление и не подает отчетность, то автоматически у него возникает штраф, составляющий 1 млн рублей. Это если одна КИК.

И что важно отметить, появился новый штраф в размере 1 млн рублей. Возникает он в случае, если налоговая инспекция запрашивает у налогоплательщика документы, которые подтверждают применение освобождения, если такое освобождение заявлено.

Либо запрашивают представить финансовые документы, подтверждающие финансовые результаты компании, а компания их не представляет в течение месяца.

Насколько я знаю, Анастасия, тут есть разные дискуссионные вопросы.

Анастасия:

Да, Сергей, в чате начали появляться вопросы по данному аспекту нашего выступления. Я вижу, что у нас присутствуют владельцы КИКов, которые еще не декларировались, не заявляли о своих КИКах.

И у них вопрос: если они сейчас, в начале 2021 года, будут подавать свои уведомления с опозданием за предыдущие годы, с просрочкой, 18–19-е годы, то какая мера ответственности к ним будет применена?

По прежней норме — 100 000 рублей или уже согласно текущей редакции Налогового кодекса — 500 000 рублей?

Сергей:

Есть разные мнения на этот счет, но мы считаем, что основная позиция по этому поводу заключается в том, что моментом совершения этого правонарушения является следующий за нарушением сроков день.

Первый раз они распространяются за 20-й отчетный период, оштрафовать первый раз можно будет только по тем уведомлениям и по тем документам, которые подаются в 21-м году за 20-й отчетный налоговый период, по результатам деятельности компании за 19-й год.

А все, что касается более ранних дат, на наш взгляд, должны применяться более ранние штрафы, которые соответствуют 100 000 рублей. То есть если налоговая в рамках проверки выявит нарушения за предшествующие периоды, к ним будет применяться штраф по старым правилам.

Мы знаем такую позицию, что это длящееся правонарушение, и ответственность возникает с момента обнаружения, но мы считаем, что такая точка зрения не совсем сильна, но имеет право на существование, конечно.

Анастасия:

Добавлю, что в любом случае есть возможность подать вместе с этим уведомлением о КИК ходатайство об уменьшении суммы штрафа, если есть основания. Мы такие ходатайства тоже можем подготовить.

Сергей:

Еще следует отметить, что санкция в 1 млн рублей — законом не установлено, какое количество раз налоговая может штрафовать за это нарушение, если налогоплательщик не представит все необходимые документы.

Поэтому здесь еще одна рекомендация вам: если вы видите, что по вашим иностранным компаниям есть какие-то существенные пробелы подготовки и подачи отчетности, сейчас последний шанс этим вплотную заняться, чтобы эти проблемы устранить в отведенное законом время.

Есть определенные требования к подаче документов — переведенные, с нотариальным заверением. Как правило, эти процедуры тоже занимают определенное время, в отдельных случаях отчетность нужно переводить полностью, иногда только в части, но все равно это достаточно трудозатратная история.

И еще подсказка: если вы понимаете, что не успеваете закрыть эти пробелы, то с этой компанией можно прекратить работу или ее кому-то переуступить, продать и т.д. На наш взгляд, есть смысл в целом прекратить участие в такой иностранной компании таким образом, чтобы за 20-й отчетный период по КИКам отчитываться не надо было.

Анастасия:

Добавлю, что если вы передаете свою долю до конца 2020 года, то подавать уведомление о КИК не надо в следующем году, 30.04.2021 года, при условии, что вы не распределяли себе прибыль в 2020 году.

Сергей, мы до 30.04.2021 года подаем уведомление о КИК за 2020 налоговый период, у нас остается примерно 4 месяца. За какой финансовый период нужно ускоренно готовить отчетность по КИК?

Сергей:

Конечно, за 19-й год, поскольку именно этот период по подготовке отчетности иностранной компании нас больше всего интересует. Из нашей практики, многие даже 18-й период еще не закрыли и более ранние периоды.

Тут надо задуматься, объективно рассмотреть все обстоятельства исполнения обязательств в рамках иностранных компаний, в рамках нашего сегодняшнего мероприятия — это вопрос очень важный.

Но существует масса других аспектов, которые в целом могут влиять на принятие решения собственником, — контрактные обязательства, обязательства с банками в рамках финансирования или корпоративные обязательства, которые, конечно, не позволят быстро с этой компанией переоформиться, закрыться, переструктурироваться.

Поэтому нужно будет какие-то действия предпринимать в рамках текущей структуры и либо снижать риски наложения штрафов, либо их исключать.

Анастасия, давайте посмотрим на вопросы в чате.

Анастасия:

Оксана спрашивает, стоит ли подавать вместе с уведомлением о КИК в 21-м году отчетность компании? Я вижу, что у нее компания зарегистрирована в 19-м году в апреле, то есть финансовый год не будет у нее закончен в 19-м году, а будет переходить на 20-й год.

И мы помним, что уведомление о КИК подается до 30.04 следующего года, в котором контролируемое лицо признает доход КИК или убыток. И здесь у меня сомнения, что в 21-м году нужно подавать уведомление о КИК, сроки немного иначе считаются.

На официальном сайте налоговой есть хорошая временная шкала, которая показывает, как подсчитывать сроки уведомления о КИК, если финансовый год компании не совпадает с календарным годом.

Сергей:

Абсолютно верно, там все очень информативно и легко разобраться. Я вижу тут много информации, связанной с автоматическим обменом, информации по финансовым счетам.

Кстати, по поводу российского адвоката, думаю, что это никаким образом не скажется, все-таки здесь нас интересует физик, является ли он налоговым резидентом, адвокат не имеет права вести предпринимательскую деятельность, к тому же он может быть лишен статуса адвоката.

Анастасия:

Руслан спрашивает, нужно ли подавать переведенную, заверенную отчетность компании вместе с уведомлением? Документы должны быть переведены на русский язык, но нотариальное заверение не требуется.

Сергей:

Все верно, Анастасия. С точки зрения автоматического обмена информацией по финансовым счетам, коллеги, я бы дал общую рекомендацию: действительно есть страны, которые и сейчас не урегулировали этот вопрос, не обмениваются в полный рост финансовой информацией.

И если вы хотите попробовать взаимодействие с такими странами, очень часто возникает вопрос, где можно найти перечень таких стран. Вам нужно ориентироваться на список ФНС, этот список надежнее, чем любые другие.

Например, в списке ФНС будет Великобритания, она по факту не осуществляет автоматический обмен информацией с Россией, а в других списках этой страны может не быть.

Анастасия, если у тебя есть что дополнить по срокам и штрафам, тебе слово.

Анастасия:

Я думаю, важно пояснить, что налоговая имеет право запрашивать те же документы, которые сейчас владельцы КИК должны будут подать вместе с уведомлением о КИК (речь идет о физических лицах).

И получается, что за одно и то же — непредставление отчетности — владелец КИК может быть оштрафован дважды: сначала на 500 000 рублей за непредставление отчетности вместе с уведомлением о КИК, а затем на 1 млн за неподачу такой отчетности по требованию налоговой.

Как правильно: штрафы складываются или зачитываются, 1 млн включает в себя 500 000?

Сергей:

Здесь практики пока нет, целесообразно ее дождаться, но, нам кажется, не зря законодатель развел это в разные статьи, поэтому, скорее всего, будет два состава правонарушения и два штрафа. Идем дальше.

Вторым, не менее значимым изменением, которое нам сейчас предлагают, является возможность перейти на режим налогообложения с фиксированной прибыли КИК.

Если немного посмотреть, почему у нашего государства возникло такое желание, первым будет сложность администрирования вопроса, связанного с КИКами. Как мы уже сказали, процедура работы с КИКами, если мы все заявляем, отчитываемся, весьма комплексная, предполагает, что вы делаете много бумажной работы.

Если речь идет о ценных бумагах, нужно делать достаточно сложные корректировки и подсчет прибыли КИК с учетом действия норм Налогового кодекса. Если у вас освобождение, это нужно доказывать, а четкого перечня документов для освобождения нет, поэтому каждый отдельный случай рассматривается индивидуально.

Государство все это видит, важно соблюдать все сроки, поэтому дает возможность просто платить 5 млн рублей в год со всех своих КИК и подавать только одно уведомление, в котором нужно указывать момент, с которого налогоплательщик перешел на этот режим. Остальное заполнять не нужно.

То есть смысл этого закона в том, что ты фактически получаешь за 5 млн такую индульгенцию по избежанию всех этих документационных вопросов. Но такой момент, такой переход на данный момент возможен только контролирующими физическими лицами, по юридическим лицам пока это запрещено.

Плюс при переходе на новый режим сразу фиксируется срок действия, нельзя каждый год переходить на новый режим. Это 3 года в первый период и 5 лет в последующие годы отфиксировать, что будет применяться этот новый режим.

Есть исключение: если лицо перестало быть контролирующим лицом или ухудшились условия, после того как был предоставлен такой режим (государство, например, увеличило размер фиксированной прибыли), тогда налогоплательщик может перейти на общий режим уплаты налогов.

Суть в том, что у большого бизнеса большие расходы и прибыль существенно больше 5 млн, при этом физики не выплачивают дивиденды, они оставляют ее как нераспределенную прибыль и реинвестируют дальше в бизнес. Для такого типа клиентов это было бы интересно, но остальным нужно все-таки хорошо подумать перед принятием такого решения.

Ведь еще есть такой нюанс: когда ты переходишь на новый режим, у тебя нет обязанности готовить финансовую отчетность — действительно ли можно избежать подготовки финансовой отчетности? Мы считаем, что нет.

С одной стороны, есть обязательство подавать отчетность в соответствии с законодательством страны регистрации компании, этого нельзя избежать, налоговые органы страны регистрации компании будут требовать подачу этой отчетности. С другой стороны, банки требуют отчетность, чтобы убедиться, что клиент осуществляет задекларированную деятельность, нет нарушений.

Более того, в этом режиме есть такая норма, которая говорит о том, что можно зачитывать убытки, которые сформировались в тот период, когда применялся этот режим, в счет будущих доходов. То есть по сути эти убытки можно вычитать из будущих доходов компании, но чтобы эти убытки подтвердить, нужно, чтобы компания готовила эту отчетность. Поэтому уже мы видим условные преимущества.

И второе, за неподачу уведомления о КИК, которое содержит информацию о том, с какого периода компания применяет данный режим, также предусмотрена ответственность в виде повышенных штрафов в размере 500 000 рублей. Но при этом налоговая не имеет права запрашивать у вас финансовые документы в виде отчетности, аудита.

Анастасия:

То есть мы не можем рассматривать этот режим как решение штрафов по КИК?

Сергей:

Я думаю, что можно. Мне кажется, этот режим действительно может быть панацеей для тех, у кого много иностранных компаний, и кто понимает, что не сможет за столь короткий период подготовить отчетность, все привести в норму. То есть ты будешь платить 5 млн рублей, при этом государство не будет тебя штрафовать за эти нарушения. И все это при условии, конечно, что бизнес приносит деньги.

Конечно, этот режим также обладает рядом недостатков. Если в компании несколько контролирующих лиц, то каждое контролирующее лицо само принимает решение, переходить ли ему на этот режим, и если перешли все, то каждый будет платить 5 млн рублей. То есть 5 млн — это не сумма за компанию, а сумма, которую уплачивает контролирующее лицо, привязка идет к нему. Речь о физике.

Еще одним существенным недостатком является отсутствие возможности уменьшить сумму подоходного налога с фиксированной прибыли КИК на сумму налогов, которые уплачены компанией в стране регистрации или у источника при получении дохода.

Фактически, раньше механизм действовал таким образом, что при подсчете прибыли КИК можно было вычесть те налоги, которые компания заплатила в другой стране, или при получении процентов, например, у источника в России, то по фиксированной прибыли КИК такой возможности нет — вы платите 5 млн, и сумму уменьшить нельзя.

И что еще, наверное, более важно, при условии, что акционер этой компании принял решение выплатить дивиденды, поднять дивиденды наверх, он не может вычесть тот налог, который был заплачен как 5 млн, как нераспределенную прибыль КИК, из налогооблагаемой базы по дивидендам, то есть отсутствует механизм устранения этого двойного налогообложения.

То есть заплатите 5 млн и потом еще дополнительно 13 или 15% со всей суммы дивидендов без возможности вычесть. Это существенный минус, и это будет являться сдерживающим фактором для тех, кто будет решать, переходить на этот режим или нет.

Анастасия:

Сергей, давай ответим на вопрос по данному блоку. Оксана спрашивает, есть ли лимит для прибыли компании при выплате фиксированной суммы в размере 5 млн рублей?

Сергей:

Нет, его нет. Более того, нет лимита и по количеству компаний, даже если у вас, например, сто компаний с прибылью у каждой по миллиарду долларов, платится всего 5 млн рублей. И это на самом деле может служить, кстати, доказательством того, что этот режим носит временный характер.

Сейчас государство применяет в основном штрафы, но со временем государство начнет и другие способы применять, и тогда это станет хорошим поводом для отмены этого режима.

Давай рассмотрим такой кейс: в 2016 году уведомили об участии в КИК, но дальше ежегодно не декларировали — имеет ли смысл подавать декларацию в 20-м году?

Алексей, если в 16-м году вы не уведомили об участии в КИК, то по сути для вас уже прошло несколько периодов, когда вы должны были не только отчитаться об участии, но и подать уведомление о КИК, то есть уже накопились штрафы. Это первое.

Второе — надо разобраться, какая прибыль была у компаний, чтобы понять не только про штрафы, но и про налоговые обязательства в рамках этих КИК. Если меньше 10 млн, то речь идет, скорее всего, только о штрафах, и надо понять, готовилась ли отчетность.

Анастасия:

Мне кажется, в первую очередь нужно уточнить, подавалось уведомление об участии или уведомление о КИК, потому что такого понятия, как уведомление об участии в КИК, нет. Можно подать уведомление об участии, не являясь контролирующим лицом.

Сергей:

Да, согласен, у нас недостаточно вводных. Алексей, мы будем рады вам помочь индивидуально, нам важно уточнить детали прежде всего. Часто принятие решения зависит и от того, имела ли компания банковские счета, то есть насколько есть вероятность того, что информация попала в налоговые органы и т.д. Много факторов могут повлиять на принятие решения.

Есть ли еще вопросы из чата, Анастасия?

Анастасия:

Если останется время, то мы вернемся к вопросам.

Сергей:

Отлично. Тогда идем дальше. Изменения в СОИДН (соглашение об избежании двойного налогообложения). Предлагаю не так детально останавливаться на этой теме, чтобы было время ответить на вопросы.

Преамбулу я рассказал, государства к этому шли довольно долгое время, и уже никто не хочет применять соглашения в целях оптимизации налоговой базы, то есть там нет никаких других целей, кроме того, чтобы снизить налоговую нагрузку на бизнес.

Таким образом кипрские, люксембургские компании участвовали в каких-то схемах для того, чтобы финансировать какие-то российские бизнесы, то есть выводились деньги, выводилось тело займа, проценты, под процентами зачастую выводились еще и дивиденды, то есть дополнительная прибыль.

Потом ситуация стала меняться, многие компании-получатели прекратили выплату процентов, потому что практика стала меняться, в надежде на то, что все равно удастся найти лазейку, чтобы эти пониженные ставки применять.

Но в какой-то момент государство зафиксировало эти налоги, и иллюзии на изменения уже улетучились, задача заключалась в том, чтобы бизнес не тратил время и деньги на консультантов, которые что-то бы им придумывали, поставить шлагбаум и никуда не идти дальше уже нельзя.

Может быть, кто-то подумает, что спрос на иностранные компании сильно упал, но на самом деле это не совсем так. Сейчас мы видим, что иностранные компании используются больше как операционные структуры.

Например, Кипр очень любит регистрировать международный бизнес, который оказывает услуги, продает товары по всему миру и использует Кипр как площадку для выхода на иностранные рынки. То есть здесь можно убить сразу несколько зайцев: и валютный контроль не такой жесткий, и налоги зачастую не такие жесткие, и сами ставки могут быть ниже.

Поэтому то, что соглашения перестали действовать, касается далеко не всех, и первая страна, которую это коснулось, — Кипр. По факту, в чем заключались изменения: в соответствии с протоколом, который был подписан осенью, в сентябре, ставка по дивидендам будет составлять 15%, то есть она соответствует той ставке, которая указана в Налоговом кодексе, различий нет, и проценты также будут облагаться по ставке 15%.

Но здесь есть разница: в Налоговом кодексе ставка на проценты составляет 20%, а по налоговым искажениям 15%, и эти 15% еще надо будет заслужить, надо будет доказать, что иностранная компания имеет право осуществлять экономическую деятельность, она не является транзитной, эти доходы дальше не ретранслируются куда-то за рубеж, что там есть реальное управление, штат сотрудников, это не пустышка.

То есть там есть некие характеристики и показатели, что там есть реально действующая компания, если компания не сможет этого доказать, то к ней будет применена обычная ставка 20%. Поэтому здесь может вестись борьба за эти 5%.

Важный момент еще: эти изменения в протоколах ничего не говорят о роялти, и это в какой-то степени достаточно странно. Мы считаем, что тут помимо императивных изменений есть еще соглашение MLI — это очередной виток, очередная веха развития, это такое соглашение, которое вводит автоматические изменения в соглашения тех стран, которые являются его участниками.

Поэтому когда вы будете выплачивать роялти, надо будет доказывать основную цель, зачем вы создали компанию, что вы создали ее не для цели избежания уплаты налогов. То есть если у вас нет экономической необходимости создания этой компании, то, наверное, не надо строить иллюзии в отношении возможности применения этой льготы.

Если говорить простыми словами, для большинства пользователей подобных структур, с целью неуплаты налогов, эта история закрывается, то есть остаются только страховые компании, пенсионные фонды, которые могут размещать свои капиталы, вести какую-то деятельность, для них сделаны исключения.

При том, что Кипр бился за какие-то дополнительные льготы, но Россия в этом смысле была непреклонна, и все произошло так, как настаивала Россия, не пошли на поблажки кипрской стороне. И сейчас мы такую картину наблюдаем и по Нидерландам, уже запущена процедура расторжения соглашения с Нидерландами.

Как специалистам, нам кажется, что это определенные игры между двумя государствами, кто кого. Но мы думаем, что ни одной стороне невыгодно, чтобы это соглашение перестало существовать, потому что у России есть свои интересы в Голландии. Крупные государственные российские компании имеют там свои дочерние организации, в том числе и Газпром, и очень много инвестиций идет из-за рубежа, одним словом, это очень недальновидно.

Тем, у кого есть компании в Голландии, мы советуем взять паузу и посмотреть, как это будет развиваться, и по аналогии с Кипром, есть вероятность, что до расторжения не дойдет.

А вообще, очень часто возникает вопрос: какие перспективы вы видите в отношениях с другими юрисдикциями, если подобные действия будут предприниматься российскими властями? Мы считаем, что любые транзитные юрисдикции, которые так или иначе намеренно использовались в схемах налоговой оптимизации, могут попасть под удар.

Следующие юрисдикции— это Швейцария и Гонконг, с которыми ведутся переговоры и велика вероятность внесения изменений в действующие соглашения. Из неуказанных стран могут быть и Австрия, прибалтийские страны, в частности Латвия. Просто эти страны все меньше сейчас используются бизнесом.

И еще вопрос какой: чем жестче уровень налогового администрирования в юрисдикции, где иностранная компания получает доход, тем меньше вероятность, что российская налоговая будет иметь к ней претензии. Потому что сама страна накладывает серьезные условия и требования на получение дохода, чтобы можно было использовать это соглашение, и больше случаев, которые исходят из реальной экономической деятельности компании. Наверное, по соглашениям все.

Анастасия:

Я буквально одну фразу добавлю по поводу Нидерландов: соглашение предусматривает уведомление за 6 месяцев до конца года. Это значит, что весь следующий год соглашение будет действовать в его прежней редакции, поэтому не переживайте, у вас есть еще примерно год для принятия решения.

Сергей:

Да, а соглашение с Кипром уже со следующего года начинает действовать. А что касается Мальты и Люксембурга?

Анастасия:

То же самое, если наш законодательный орган успеет имплементировать их в наше законодательство.

Сергей:

Теперь пара слов про специальные административные районы, это та опция, которая была разработана в контексте третьей волны амнистии капиталов. Это уже не первый опыт РФ, раньше появлялись и в других юрисдикциях.

В рамках САРов (специальные административные районы) государство попыталось учесть весь предыдущий негативный опыт и создать зоны, которые максимально могли бы привлечь к себе тот капитал, который наши соотечественники размещают в основном за рубежом.

Как мы видим, до этого САРы использовали те собственники, которые подпадали под какие-то санкции либо у которых были сложности с банковскими счетами по каким-то их внутренним проблемам.

Это для них была некая опция, чтобы не менять компанию, потому что когда компания меняется, возникают налоговые обязательства, то есть это такая опция, чтобы куда-то уехать в национальную юрисдикцию и при этом получить такое убежище.

Государство постоянно предпринимает меры, чтобы улучшить и законодательство, и практику применения, и просветительскую работу ведет. И мы видим, что количество желающих переехать в САРы растет, все начинают понимать, что это работает, можно получать какие-то преимущества, в том числе налоговые, поэтому эта тема становится относительно популярной.

Но до недавнего времени была проблема в том, что переезжать можно было только из стран — участниц МАНИВЭЛ и FATF.  

FATF — это группа по разработке мер противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем; МАНИВЭЛ — это организация, объединяющая страны, которые занимаются незаконной конкуренцией, эта организация включает в себя практически все европейские страны.

Как мы знаем, российский бизнес часто использовал в своей деятельности такие страны, как Панама, Белиз и другие офшоры, и вставал вопрос, что компания лишалась возможности переехать в эти зоны, потому что она не попадала в этот список.

Сейчас рассматривается законопроект по увеличению перечня в этом списке, чтобы можно было переместиться в РФ, будут входить региональные ячейки FATF, и количество стран тогда возрастет в разы, сюда войдут и Британские Виргинские Острова. Поэтому нас ждут определенные улучшения.

И последнее изменение, о котором мы хотим поговорить, это прогрессивная ставка НДФЛ для владельцев КИК — с нового года ставка с 13 меняется на 15%. Надо сказать, эти изменения планировались давно, но только сейчас они вступают в силу.

Я слышал, что для многих 2% не кажутся серьезными, в целом да, но, думаю, это повышение нужно рассматривать как некое намерение, некий тренд, который задает государство. Никто не говорит, что завтра это уже будет 17 или 20%, то есть механизм запущен, государство показало, что ничего не мешает эту ставку повышать.

Пока эта ставка 15% будет работать только в отношении дохода, который превышает 5 млн рублей. То есть если доход составляет 6 млн рублей, то платятся 600 000, которые составляют 13% от 5 млн, плюс то, что выше, рассчитывается по ставке 15%.

Еще важно в этой связи сказать, что эти 15% не распространяются на доход, который возникает от реализации имущества, в частности недвижимого. Думаю, на этом мы можем завершать наше мероприятие и ответить на оставшиеся вопросы.

Анастасия:

Алина спрашивает: правильно ли я понимаю, что в случае подачи уточненного уведомления о КИК в отношении налогового периода 19-го года, финансовый период 18-й год, новые повышенные штрафы не применимы?

Да, все верно, повышенные штрафы касаются именно 20-го налогового периода, то есть финансового года КИК 2019.

Сергей:

Вопрос: если компания активная по НК РФ, то освобождается от уплаты налогов на прибыль КИК?

Да, активная компания — это один из видов освобождений по прибыли КИК, но надо понимать, что не все так просто, есть определение в Налоговом кодексе, что считать активной, а что пассивной прибылью, как определить параметры.

Из практики, активной деятельностью является торговая деятельность, и чтобы иметь возможность применить это освобождение, нужно представить подтверждающие документы (помимо отчетности это могут быть инвойсы, контракты, например).

И не надо забывать, что у налоговой инспекции остается возможность у вас запросить документы в подтверждение, если их не будет, то будет применен штраф.

Думаю, на оставшиеся вопросы лучше ответить в частном порядке, там нужно уточнить много нюансов.

Анастасия:

Спасибо всем за участие! Будем рады видеть вас на наших следующих вебинарах.

Сергей:

Спасибо всем! На все ваши вопросы мы готовы ответить в индивидуальном порядке. Надеюсь, наш вебинар сегодняшний был вам полезен и интересен.

Ждем Вас на наших будущих вебинарах! Будем рады поделиться с Вами нашим опытом и ответить на Ваши вопросы.

Спикеры

Назаркин С.В.

Назаркин С.В.

Партнёр компании

Васильева А. А.

Васильева А. А.

Старший юрист

Есть вопросы? Свяжитесь с нами:

Телефон
Компания Amond & Smith Ltd
Режим работы
,
сб. – вс. – нерабочие дни
119180, Россия, Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А