Юридическая компания Amond & Smith
Юридическая компания Amond&Smith Ltd
Честно. Консервативно. Конфиденциально.
Юридическая
компания
Основана в 2002 году

Честно. Консервативно. Конфиденциально.

  • Лидер рейтинга

  • В числе лучших компаний рейтинга

Москва
Санкт-Петербург
Киев
Никосия (Кипр)
E-mail
Фактический адрес

Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А
(рядом с м. Полянка)
Дубай (ОАЭ)
Москва
Никосия (Кипр)
Санкт-Петербург
Фактический адрес

Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А

En

25

апреля

2020

Мальта в фокусе: что происходит на бизнес-острове прямо сейчас?

Мальта — европейская юрисдикция, член ЕС, которая давно привлекает иностранных инвесторов рядом преимуществ для бизнеса, а именно: уникальной системой налогообложения, которая позволяет добиться эффективной ставки в размере 5-10% при соблюдении ряда условий; развитой финансовой инфраструктурой, корпоративными инструментами англо-саксонской правовой системы и обширной сетью соглашений об избежании двойного налогообложения (далее — СОИДН).

На фоне всеобщей деофшоризации, а также в условиях текущего беспрецедентного кризиса  Мальта попала в центр внимания Минфина России с точки зрения пересмотра текущего СОИДН с Россией. 

Как мы ранее писали в своей статье «Кризис 2020 г. не обошел и налоговые соглашения», Президент РФ Владимир Владимирович Путин в своем обращении от 25 марта 2020 года поставил задачу по пересмотру ставок налога у источника при выплате дивидендов и процентов в офшорные юрисдикции.   

Мальта наряду с Люксембургом стала вторым после Кипра получателем так называемых «писем счастья» от Минфина. Официальная позиция Мальты пока не известна. Россия же настроена ультимативно: ставки налога у источника выплат должны быть повышены до 15%, в противном случае Россия оставляет за собой право одностороннего расторжения соглашения.

Напомним, что действующая редакция СОИДН предусматривает два вида льготных ставок по дивидендам:

  • 5% в случаях, когда мальтийская компания владеет более чем 25% капитала российской компании, и эта доля участия составляет не менее 100 000 евро;
  • 10% в иных случаях.

Ставка по процентам равна 5%.

В результате изменения соглашений ставка налога у источника по дивидендам и процентам составит 15%. Как сообщает Минфин в своем пресс-релизе от 13 апреля 2020 года1, изменения не затронут процентные доходы, выплачиваемые по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками.

Налоговые соглашения призваны сократить нагрузку на трансграничный бизнес, исключая двойное налогообложение одного вида дохода, а также предоставляя льготные ставки по некоторым видам налогов. Исторически соглашения чаще всего используются в отношении так называемых пассивных доходов, к которым относятся дивиденды, проценты и роялти. Как мы видим, предпринятая государством мера направлена на сохранение капитала в России. Мальта известна как остров блокчейн-технологий и виртуального гейминга, где находятся штаб квартиры крупных IT-компаний, таких как Betsson Group, Binance, Kambi Group и др. И мы предполагаем, что «игроки» российского рынка также переносят свои финансовые центры на Мальту. Следует отметить, что соглашение с Мальтой довольно новое, оно вступило в силу в 2015 году и еще не получило такого широкого распространения как, например, соглашение с Кипром или Люксембургом. В связи с этим мы прогнозируем небольшое количество реструктуризаций международных групп компаний с центром на Мальте в результате повышения ставки по соглашению до 15%.

Второй новостью, которую мы хотели бы осветить в данной статье, является необходимость усиления мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (далее по тексту — «AML/СFT») на Мальте.

В конце 2019 года Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер по борьбе с отмыванием денег (далее — Moneyval) высказал замечания в отношении существующей на Мальте системы AML/СFT, отметив, что Мальта может попасть в серый список FATF. 2

После этого в своем апрельской отчете №20.98 Международный валютный фонд также подчеркнул важность вопроса по усовершенствованию мер AML на Мальте.3

Существует два списка FATF: серый («предупредительный») и черный (в который включены «не сотрудничающие налоговые гавани»).

В настоящее время в серый список FATF входят восемнадцать стран: Албания, Ботсвана, Багамы, Барбадос, Камбоджа, Гана, Исландия, Маврикий, Монголия, Мьянма, Никарагуа, Панама, Пакистан, Сирия, Уганда, Йемен и Зимбабве, Ямайка.4  В черном списке находятся две страны: КНДР и Иран.5

Чем грозит Мальте попадание в серый список?

Прежде всего, следует ожидать финансовых санкций со стороны международных организаций, таких как Всемирный банк и Международный валютный фонд. Мальта может столкнуться с трудностями в получении кредитов от указанных организаций, а также получить международный бойкот или торговое эмбарго.

По словам директора по стратегии, политике и инновациям, финансового регулятора Мальты Криса Буттига, все это приведет к снижению экономического роста страны и может подорвать отдельные отрасли экономики.6

Буттиг настаивает на том, что Мальте необходимо срочно рассмотреть отчет Moneyval и его рекомендации, а также прислушаться к опубликованному отчету Международного валютного фонда о финансовом прогнозе Мальты.

Далее Буттинг отмечает, что, если не принять своевременные меры, недостатки в борьбе с отмыванием денег на Мальте и в противодействии финансированию терроризма могут привести к дальнейшему давлению на корреспондентские и банковские отношения, нанести ущерб привлекательности страны для инвестиций и поставить под угрозу ее финансовую стабильность.

МВФ в своем отчете рекомендует Мальте обратить внимание на следующие ключевые позиции и провести по ним работу:

1) Продолжение работы по выявлению и анализу рисков. Следует внимательно следить за входящими и исходящими денежными потоками, в частности за потоками, связанными с клиентами-нерезидентами и секторами повышенного риска, такими как азартные игры и инвестиционные программы.

2)Усиление контроля AML/СFT для банков.

Властям следует повышать частоту и тщательность надзорных проверок банков. Власти должны следить за тем, чтобы банки применяли надлежащие меры должной осмотрительности в отношении своих клиентов. Следует принять своевременные меры по введению сдерживающих и справедливых санкций за нарушения AML/СFT.

3)Применение превентивных мер. Принимая во внимание риски, связанные со значительными трансграничными связями финансового сектора Мальты, властям следует обеспечить осуществление банками надлежащих мер по проверке клиентов, особенно клиентов-нерезидентов, и по проверке информации о бенефициарном владении компаниями.

4)Повышение эффективности правоприменительных мер AML/СFT. Власти должны в приоритетном порядке проводить расследования, судебные разбирательства и связанные с этим конфискации в рамках мер по борьбе с AML/СFT.

Стоит отметить, что Мальта идет навстречу международным организациям и выражает готовность приводить свое внутреннее AML/СFT законодательство в соответствии со строгими, но важными требованиями «нового мира», уделяющего огромное значение комплаенсу международных операций. Мальта уже ведет переговоры с США касательно переноса сроков выполнения поставленных перед ней задач.

В результате, Мальта имеет шансы стать еще более привлекательной юрисдикцией для базирования крупных торговых и IT-компаний, а мальтийские компании — более желанным клиентом различных финансовых институтов.


Есть вопросы? Свяжитесь с нами:
Телефон
Компания Amond & Smith Ltd
Режим работы
,
сб. – вс. – нерабочие дни
119180, Россия, Москва, ул. Малая Полянка, д. 12А